В питомнике «Балобан» много птиц, пострадавших от рук браконьеров. Здесь живут соколы-балобаны, сапсаны, ястребы, беркуты. В эти дни к птицам особе внимание: усиленное питание, моцион на весеннем солнце. Пернатые окрепли и в этом году впервые готовы принести потомство. Самкам создали условия, приближенные к природным.
Экологи рассчитывают вернуть исчезающих птиц в места, где они прежде обитали, но нынче не гнездятся – программа реинтродукции существует на территории всего Большого Алтая. Эти пернатые не случайно занесены в Красную книгу России. Охотничьи птицы в почёте у арабских шейхов, готовых платить за них десятки тысяч долларов.
В живой природе Большого Алтая сегодня, по подсчётам орнитологов, остаётся не больше 20 пар гнездящихся соколов-балобанов – тех, кто родился и вырос в дикой природе, и для воспроизведения популяции эта цифра – капля в море. Здесь сыграло роль и браконьерство, и сельскохозяйственная деятельность человека.
В большую жизнь соколов-балобанов выпускают в заказниках, ленточных борах, природных парках. Там для них готовят искусственные гнездовья. Их устанавливает холдинг «Алтайлес» – помогают птицам решить жилищный вопрос. В этом году вместе с учёными проверят, как заселяют краснокнижные хищники дикую природу.
Вольеры для питомника «Балобан» тоже строили при участии холдинговой компании. Если весной здесь появятся птенцы, летом их вернут родителям на воспитание – отрабатывать «лётные часы» и охотничьи навыки. На крыло птенцы встанут к осени. Тогда орниотологи нанесут им на лапы антибраконьерские татуировки, чтобы испортить товарный вид и защитить от попадания на чёрный рынок.