В краевой столице закончились места для размещения вывезенного с улиц снега.
Все накопительные площадки уже заполнены на 100%. Кстати, эти места складирования снежных масс расположены в черте города, что вызывает дополнительное возмущение местных жителей. Они опасаются не столько последствий обильного весеннего таяния, сколько вредного воздействия этих масс грязи и снега на окружающую среду.
Горные склоны прямо рядом с домом. От предмета мечтаний многих жители посёлка Борзовая Заимка с удовольствием бы отказались. Потому что эти склоны состоят из грязного снега, который привозят сюда с барнаульских улиц. И всё бы ничего, говорят люди. Но весной эти горы снега превратятся в горы проблем.
Елена Чернышова, жительница пос. Борзовая Заимка:
– Все беспокоятся о чём? О том, что нужно вывезти снег из города, а то, куда это вывозится и что будет происходить там, – это уже никого не интересует. В позапрошлом году мы плавали. Плавали очень хорошо, у нас огороды были полностью затоплены.
Обеспокоены жители Борзовки и тем, что все вредные вещества, а в городском снеге содержатся токсичные соли тяжёлых металлов, остатки автомобильного топлива и ароматические углеводороды, попадут в питьевую воду.
Владимир Балаев, житель пос. Борзовая Заимка:
– У нас водопровода нет, мы все питаемся из скважин. Ну, соответственно, это всё будет таять, а так как это бывшее русло реки, всё это стекает, соответственно, к нам. Всю эту воду, понятно, фильтры – не фильтры, а если там какие-то отложения, пить будем мы и наши дети.
Тревога жителей вполне обоснована, говорят учёные Института водных и экологических проблем. Вероятность проникновения токсичных веществ в воду действительно есть. Ещё 12 лет назад специалисты научной организации проводили исследования городского снега. Пробы брали в 100 разных точках краевой столицы. Результаты не порадовали.
Андрей Романов, заведующий лабораторией физики атмосферных и гидросферных процессов ИВЭП СО РАН:
– Когда мы обработали данные, оказалось, что в некоторых местах наблюдается превышение загрязняющих опасных веществ. Для города такой мониторинг нужен, нужно проводить, потому что более полумиллиона людей живёт, и все хотят быть здоровыми.
Что касается вероятности подтопления из-за снежных отвалов, то предугадать это не берутся даже учёные. Например, весной 2018 года Алтайский край оказался в зоне сильного паводка. Однако зиму того года нельзя было назвать многоснежной. Наоборот, из-за относительно небольшого количества снега почва сильно промёрзла и весной не смогла впитать талую влагу. В результате сотни жилых домов оказались под водой.
Эта зима по количеству осадков тоже не аномальная. Просто выпали они в короткий промежуток времени. Андрей Романов вспоминает, что были и более снежные зимы. Например, в 1997 году.
– Снег был, помню, к марту вот на уровне ограждения.
– То есть на этом уровне ходили люди?
– Да, на этом уровне ходили люди, мы ходили и боялись запнуться за эти пики.
С начала этого зимнего сезона с улиц Барнаула вывезли почти 400 тысяч кубометров снега. Это почти в два раза больше, чем прошлой зимой за этот же период. Снежную массу отправляют на специальные отвалы.
Елена Лопатина, корреспондент:
– На этот отвал снег привозят с центральных проспектов города и улиц Железнодорожного района. Причём право привозить сюда снег имеют только муниципальные службы. Внизу находится специальный пропускной пункт. И грузовики со снегом заезжают на полигон только после сверки номеров машин.
Всего таких точек в Барнауле девять. Все они находятся в отдалённых районах города. Три площадки, в том числе и городской полигон ТБО, – в Ленинском районе, на проспекте Космонавтов, по два отвала – в Центральном и Индустриальном районах, и по одному – в Железнодорожном и Октябрьском.
Иван Гармат, заместитель председателя городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи:
– Согласно городскому постановлению по борьбе со снежными заносами, мест 9 штук. Данные места у нас согласованы с природоохранной прокуратурой и с Минприроды. На сегодняшний день у нас почти все снегоотвалы на 100% заполнены, но благо сейчас наступил мороз и можем начать формировать второй ярус.
Перед утверждением места размещения снежного отвала каждая потенциальная площадка должна пройти экологическую экспертизу. Затем – общественные слушания и не встретить возражений со стороны населения, рассказывает эколог Алексей Грибков.
Но, судя по негодованию жителей всё той же Борзовой Заимки, это не всегда так. Есть на вооружении у экологов и альтернатива снежным отвалам. Это так называемые снегоплавильные установки с фильтрами для очистки талой воды.
Алексей Грибков, эколог:
– Понятно, что это затраты, это деньги. Но для Барнаула это абсолютно необходимая вещь, потому что так или иначе, либо мы будем нарушать законодательство, либо просто ухудшать экологическую обстановку от таяния этой грязи, которую мы куда-то свозим.
Подобные установки были предусмотрены в новом проекте генплана Барнаула. Но появятся ли они на деле – большой вопрос. Тем временем снег с улиц города продолжают вывозить в круглосуточном режиме. А впереди ещё половина зимы, в том числе февраль – по статистике, самый многоснежный месяц.