Жильё пострадало от грунтовых вод, повышение уровня которых не предотвратили местные власти.
У Дома культуры в центре Топчихи прошла согласованная акция отчаяния. Грунтовые воды не дают пенсионерам жить в собственных домах.
Мария Петрова, жительница с. Топчиха:
– Грунтовка стоит постоянно, видите, какие дыры. Мы, значит, с такими требованиями: жильё, пусть даже вторичное. Но они ничего не предлагают, нет ничего. Хорошо, тогда в денежном эквиваленте пусть. Мы купим себе квартиру!
Грунтовые воды основательно «подточили» семь сельских домов. Жильцы рассказывают: сильнее всего топило в последние годы. Как итог – стены пошли трещинами, двери не закрываются. Многие из-за постоянной влажности не могут посадить огород. Да и хранить припасы в таких погребах всё равно невозможно.
Нина Бородкина, жительница с. Топчиха:
– Жить нельзя, холод! Я вот на эту маленькую избушонку 33 квадратных метра истопила две машины дров и машину угля!
Любовь Топорова, жительница с. Топчиха:
– Вы представляете, начиналось с апреля – и по сентябрь. Всё штукатурила, на гипсовые ленты всё клеила – и так каждый год! Последние пять лет вообще не уходила вода!
Зато уйти пришлось самой хозяйке. Любовь Топорова получила небольшую комнатку в маневренном фонде. Аналогичное решение проблемы вместе с парой тысяч на ремонт от соцзащиты предлагают и другим жильцам муниципальные власти. Цитируют Жилищный кодекс: бремя содержания частных домов полностью лежит на их владельцах.
Денис Тренькаев, глава Топчихинского района:
– Постройка новых домов однозначно не прогнозируется. Ещё раз повторюсь: это недешёвое удовольствие. Либо помощь в каком-то обследовании, возможно, мелкосрочном ремонте будем со своей стороны рассматривать.
Но жильцы опираются на другой закон, согласно которому предотвращать подтопления – обязанность местных властей. Дренажной системы в селе нет, а значит, и дома «покоробило» не по вине собственников. Но пока этот правовой «козырь» не склонил на сторону пенсионеров ни один суд. А между тем, говорят юристы, у них есть шансы выиграть дело по примеру жителей посёлка Затон. Многие из них, как известно, получили квартиры после того, как их частные дома признали непригодными для проживания. Но пока топчихинские пенсионеры остаются «жертвами» правовой коллизии. И хорошо, если не окажутся жертвами обрушения собственной крыши.